Бортевое пчеловодство

На Руси письменность зародилась около 10 века, к тому времени предки перешли к бортевому пчеловодству: бортники (древние пасечники) делали борти.

Борть – искусственно сделанное дупло: попросту колода с выдолбленной сердцевиной. Развешивали по нескольку на дерево, для удобства в работе, иногда строили настил. В такой колоде спереди делали довольно широкую щель, закрывали её двумя кусками дерева, оставляя пчёлам леток. Вытащив эти две деревяшки, получали доступ к содержимому, можно было подрезать мёд или провести другие работы. Понятно, особо много через щель не сделаешь, и всё же так проще, чем в диком дупле.
Борти были личным имуществом, ценились высоко: В «Русской правде», укладе законов Ярослава Мудрого, штраф за княжескую борть, как и за княжеского коня: 3 гривны. А за порушенную межу бортевых угодий 12. Интересно, что штраф за порубку дерева с живущими пчёлами был 6, а не 3 гривны, как за разрушение подвешенной борти – естественно жившие пчёлы ценились выше. В дуплах может быть мёд за несколько лет. Известны случаи, когда, при хорошем медосборе, пчёлы полностью заливают все ячейки мёдом и потом улетают – некуда матке откладывать яйца, тесное гнездо, надо менять…

Приход христианства на Русь увеличил потребность в воске: оправление религиозных церемоний требовало много свечей. Борти убирались из лесов и устанавливались в подворьях, для удобства обслуживания. Многие монастыри содержали пчёл, обеспечивающие их мёдом и, главное, воском – для изготовления свечей.
Работа с пчёлами объявлялась богоугодным делом, святые пустынники питались «мёдом и акридами», что признавалось особо богоугодным. Святые Зосима и Саватий, монахи Соловецкого монастыря, объявились покровителями пчеловодства на Руси. Леса вырубались для хозяйственных целей, а пчёл в бортях, колодах, дуплянках, сапетках расставляли на земле. Появилось слово «пасека» – дословно «на месте сечи», то есть рубки.