Кочевка и перевозка пчел

С давних пор знали кочевое пчеловодство народы Кав­каза, хорошо известно оно было в западных и восточных славянских землях.
Кочевка требовала немалого искусства. Потревоженные и запертые в ульях пчелы в жаркое летнее время могли за­дохнуться, соты от толчков обвалиться. Техника перевозки складывалась, отрабатывалась и совершенствовалась в про­цессе практики.
Немало погибло пчелиных семей, зажалено или сорва­лось в пропасть навьюченных лошадей, прежде чем были выработаны принципы и сложилась техника кочевого пче­ловодства.
Пчел перевозили на повозках лошадьми или волами, вьюками, на лодках и баржах как на близкое, так и на дальнее расстояние. Требовалось иногда несколько суток пути. Прежде всего, пчел запирали в улье, чтобы не расте­рять в дороге, и они не жалили животных. На повозку сте­лили солому, которая смягчала удары при движении по не­ровной дороге. Колоды клали боком так, чтобы соты ребра­ми приходились перпендикулярно дороге, а не плашмя. Предварительно на колодах отмечали мелом направление сотов. Соты опирались на бок улья и стояли прочно. Это исключало их поломку.


Сапетки и дуплянки переворачивали и ставили тяжелой головой вниз. Соты также не разрушались. Открытое дно затыкали соломой или обвязывали редкой тканью, которая пропускала воздух. Вентиляция считалась первым условием благополучной перевозки. Беспрепятственный воздухообмен в ульях признается решающим и в современных кочевках.
В колодах пчелы уходили в свободное от сотов простран­ство внизу, а в дуплянках и сапетках поднимались вверх, где также не было сотов. Это улучшало их состояние.
На воз устанавливали обыкновенно до 20 дуплянок, между которыми прокладывали солому, которая гасила уда­ры при толчках и сотрясениях. На арбу сапетки ставили в два ряда и два этажа.

Перевозка пчел к медоносам


На двухколесной горской арбе их умещалось более двадцати.
Воз с ульями хорошо увязывали, чтобы они не шата­лись. Перевозка волами считалась более удобной. Они шли тихо, ровно, при спуске сдерживали повозку, не так поте­ли, как лошади. Если даже на них и нападали пчелы, вы­шедшие из какого-нибудь плохо подготовленного к кочевке улья, они на ужаления реагировали не так остро, как ло­шади, которых удержать в таких случаях почти не удавалось. К тому же волов за одну минуту можно было отпрячь.
В горной местности на лошадь навьючивали две колоды или четыре сапетки.


При многодневных кочевках делали остановки — днев­ки. В полдень расставляли ульи в стороне от дороги, у ме­доносов, чтобы пчелы “отдохнули” и полетали. К вечеру, как только солнце садилось, и пчелы возвращались домой, вновь трогались в путь. Ночные перевозки прочно вошли в практику. И сейчас пчел перевозят в ночное время. Если перевозили днем, то выбирали погоду прохладнее, пасмур­нее, чтобы пчелы “не залились” медом, особенно когда его в ульях много. От жары тяжелые соты размягчались, обру­шивались, мед вытекал, пчелы тонули в нем и погибали.
Если перевозили пчел по рекам, то пользовались самы­ми большими лодками — баркасами или долблеными дуба­ми. На хорошем баркасе помещалось 50—60 ульев, а в дубе — 20—30 колод.
Кочевую пасеку располагали обычно в лесу, на опушке или в кустах, а в поле — во рву или на склоне лощины, чтобы местность защищала пчел от ветра. Семьи послабее ставили ближе к медоносам, впереди сильных, для усиле­ния и выравнивания налетными пчелами.
Кочевали неоднократно в сезон — с одного медоноса на другой. Опытные пасечники-знатоки весной вывозили пчел в лес, где много ивы и кленов, потому что понимали, какое значение для усиления семей и подготовки их к решающим медосборам имели весенние нектароносы и пыльценосы, а летом — на поля к посевам гречихи и подсолнечника. Они старались содержать пчел среди обильной медоносной рас­тительности, как говорится, от снега до снега.


На Кавказе с сапегками путешествовали около восьми месяцев — с ранней весны до глубокой осени. Часто со ста­дами овец брали с собой и пчел. Пасеки не только давали много меда, но за это время за счет роев значительно уве­личивались. Горцы нередко объединялись в артели по 800— 1000 сапеток, нанимали старого опытного пчеловода, кото­рому поручали весь уход. В период роения — самого на­пряженного времени — хозяева пасек выезжали к пчелам и сами работали с ними. Совместные кочевки себя оправды­вали и лучшей организацией перевозки, и снижением за­трат труда и времени, и обогащением знаниями, неизбеж­ным при общении. У кабардинцев существовал даже народ­ный праздник — день первого роя. Объединение пчеловодов стало традиционной и распространенной формой организа­ции кочевок к медоносам, которая в любительском и фер­мерском пчеловодстве сохранилась до наших дней.


Для жизни в кочевых условиях возили с собой простую походную палатку из холста или соломенных матов.
Кочевка — старый, надежный и очень выгодный способ пчеловодства.